Великие бренды

Как появлялись великие бренды

Говоря сейчас о всемирно известных компаниях и брендах, порой сложно представить себе, что когда-то их основатели были неопытными начинающими предпринимателями, мировые торговые сети начинались с одного единственного маленького магазинчика, а масштабные производства – с небольших «домашних» фабрик. Однако, великие бизнесмены современности тоже когда-то были молодыми стартаперами, которых никто не знал.

Истории зарождения известных ныне брендов в своем большинстве интересные и поучительные, а в некоторых случаях даже вдохновляющие на собственные бизнес-свершения.

 

Victoria’s Secret

Рой Реймонд, будучи любящим мужем, решил побаловать свою жену подарком – новым комплектом женского нижнего белья. В одиночку отправившись в магазин, Рой просто растерялся среди огромного количества вариантов, которые предлагали ему продавцы. Не многие из них умели работать с мужчинами-покупателями, и Рой чувствовал себя очень неловко во всем этом «женском царстве» нижнего белья. Ему так и не удалось подобрать подарок, однако, в голове зародилась идея, которая стала для Реймонда судьбоносной. Это была идея открытия своего магазина женского нижнего белья, в котором себя одинаково уютно чувствовали бы как женщины, так и мужчины.

На реализацию идеи нужно было 80 тысяч долларов. Половину этой суммы Рой взял в долг у друзей, половину – в банке под проценты. Первый магазин Victoria’s Secret был открыт в торговом центре в городе Стэнфорд. Женщины в подобных магазинах и так чувствуют себя как рыба в воде, а вот работе с мужчинами-покупателями продавцы обучались отдельно. Это позволяло всем представителям сильного пола ощущать себя в таком магазине максимально комфортно. И да, идея выстрелила в первый же год работы. Через время товар Victoria’s Secret начал продаваться через каталоги, что принесло Реймонду огромные доходы, а бренду – мировую славу.

 

KFC

Харланд Сандерс, основатель всемирной сети заведений быстрого питания KFC, начал свой великий путь в бизнесе довольно поздно. До своих сорока лет он практически не имел никаких амбиций в плане предпринимательства. Не имея никакого образования (кроме шести классов школы), Харланд работал и кочегаром, и кондуктором, и разнорабочим на ферме, и продавцом шин. Ни в одной из этих профессий он не задерживался долго. Вместе с женой Харланд жил довольно бедно.

Когда ему исполнилось сорок лет, Сандерс решил открыть небольшую автомастерскую. Бизнес пошел хорошо, и через время предприниматель добавил к основной услуге еще и небольшое кафе на территории автомастерской. Еду для клиентов Сандерс готовил самостоятельно, и особенно хорошо у него получалась жареная курица в кляре. Очень быстро слава о вкусном блюде в кафе автомастерской распространилась на весь населенный пункт, и даже за его пределы. Сандерс готовил курицу по своему авторскому рецепту, добавляя в неё одиннадцать различных специй в определенной пропорции.

 

blog_sova_brend (2)

Бизнес начал развиваться не так, как ожидал Сандерс, тем не менее, очень удачно: основная часть клиентов посещала мастерскую не для того, чтобы воспользоваться автоуслугами, а чтобы отведать «Кентуккийскую жареную курицу Харланда Сандерса». Через несколько лет Сандерс открыл гостиницу Sanders Court & Cafe, на территории которой разместил ресторан. Там он продолжил подавать свою уже знаменитую жареную курицу в кляре, постоянно совершенствуя рецептуру. С развитием бизнеса Полковник Сандерс (этот почетный титул ему присвоил губернатор Лафон) начал открывать свои рестораны по всей Америке, назвав их KFC (Kentucky Fried Chicken).

Pampers

Виктора Миллза, химика-специалиста в компании Procter & Gamble, дочь осчастливила аж тремя внуками. Заботливый дедушка часто присматривал за малышами и ухаживал за ними, но, как и любой человек, стремился во многом упростить себе хлопоты. Когда ему надоело по несколько раз в день менять пеленки своим внукам, стирая грязные и меняя их на чистые, Миллзу пришла в голову идея: «Зачем стирать, если можно выбрасывать? Однако, так пеленок не напасешься…».

blog_sova_brend (3)

 

Было найдено решение – создать некое подобие прокладки из материала с хорошей способностью впитывать жидкость и крепить её к трусам ребенка. Создав несколько вариантов своего спасения от грязных пеленок, Виктор Миллз в первую очередь опробовал их на собственных внуках. После нескольких экспериментов был найден самый оптимальный и удобный вариант реализации этой идеи. Кстати, Миллз экспериментировал не только над своими внуками, но и над женой и дочерью. Они помогали ему проверять эффективность еще одного его изобретения – зубной пасты.

Виктор Миллз дал миру товар, который смог облегчить жизнь многих молодых родителей, а название его торговой марки уже давно стало нарицательным.

Nike

Предопределяющим моментом в дальнейшем предпринимательском успехе Фила Найта стало его увлечение спортом. В команде Орегонского Университета Фил был бегуном на средние дистанции. Одной из главных проблем занятий бегом Фил считал отсутствие хорошей и доступной спортивной обуви. Кроссовки от Adidas были хоть и качественные, но стоили довольно дорого для обычного студента и не каждый мог себе их позволить. Дешевая же обувь была настолько невыносимого качества, что бегать в ней было очень неудобно и даже больно.

blog_sova_brend (6)

 

Как-то на одном из занятий по маркетингу в Стенфорде профессор рассказывал о том, какие существуют стратегии развития мелкого бизнеса. Именно тогда Филу Найту пришла в голову идея создать собственную компанию, которая бы выпускала качественную, но доступную всем спортивную обувь. Чтобы снизить себестоимость продукции, Найт решил производить товар в Азии. Это и позволило ему продавать кроссовки дешево, при этом не находясь в убытке. Первое название созданной компании звучало как Blue Ribbon Sports. Бизнес заработал.

А через время Фил увидел во сне богиню победы Нику, и решил переименовать компанию в её честь. Так появился известный всем бренд Nike, а образ крыла богини стал его логотипом.

Viagra

Создание препарата, известного под названием «Виагра», считается одним из величайших достижений в медицине, наравне с изобретением рентгена и пенициллина. Медицинское название этого препарата – силденафил, и изначально медики предполагали, что лечить он будет болезни сердца. В начале 1990-х группа ученых из компании Pfizer начала проводить эксперименты с цитратом силденафила. Однако, в процессе исследований было выявлено, что свойства этого вещества минимально влияют на артериальное давление и кровообращение и не способны излечивать людей от сердечных заболеваний.

blog_sova_brend (5)

 

Ученых заинтересовал тот факт, что многие из испытуемых мужского пола попросили дать им еще таких таблеток, уже за рамками исследования. А один даже хотел запастись силденафилом на несколько лет вперед. После опросов всех испытуемых ученые выяснили, что причиной такой заинтересованности этим препаратом стало значительное повышение потенции и улучшение эрекции у мужчин. Так препарат для борьбы с заболеваниями сердца проявил свои истинные возможности, что, естественно, не оставило без внимания медицинское сообщество. Коммерческим названием силденафила стало соединение слов “vigor” (сила) и “niagara” (название одного из самых крупных водопадов в Америке) – “viagra”.

Mars

Пережив немало трудностей в своей жизни (тяжелое заболевание, жизнь на грани бедности), Фрэнк Марс начал свое первое предпринимательское дело в возрасте 28-ми лет. Совместно со своей женой Этель он открыл небольшую кондитерскую лавку прямо у себя дома. Самостоятельно они готовили различные сладости, а продавали их через свое кухонное окно, оборудовав его вывеской. Так как кондитерские изделия супругов пользовались огромным спросом, было решено организовать уже более крупное производство и назвать его Mar-O-Bar.

blog_sova_brend (4)

А на создание шоколадных батончиков в привычном нам виде Фрэнка натолкнул его маленький сын. В то время шоколадные изделия, впрочем, как и многое другое, продавались только на развес. Однажды зайдя в магазин, сын Фрэнка попросил отца купить ему шоколад. Фрэнк, конечно, не отказал сыну, но про себя отметил, что мальчик непременно испачкается, когда будет кушать на жаре шоколад, который быстро тает. И в тот момент ему пришла в голову идея выпускать шоколад небольшими порциями, которые будут упакованы в фольгу. Первым хитом Фрэнка стал батончик Milky Way. Потом появился батончик, названный в честь своего создателя, Mars. Потом известные шоколадные драже M&M’s. Развивая свой бизнес, Фрэнк основывает новые компании и завоевывает новые рынки сбыта.

Сейчас компания Mars Incorporated является одной из самых крупных на рынке продуктов питания.

Woolworth

Фрэнк Вулворт был очень боязливым и заикающимся молодым человеком, но в силу сложившихся жизненных обстоятельств был вынужден работать помощником продавца в магазине продуктов. Тогда цены на товар, который находится за прилавком, не указывались. Каждому зашедшему в магазин покупателю продавец мог называть абсолютно разные цены на один и тот же товар, исходя из внешней оценки платежеспособности посетителя. Далее обычно следовали торги между продавцом и покупателем, в результате которых они сходились на цене, которая удовлетворяла их обоих.

Фрэнк стеснялся даже поздороваться с покупателем, а при мысли, что ему придется еще и торговаться, нахваливать товар и склонять клиента к покупке, у юноши вовсе подкашивались ноги. Один раз Фрэнк, сильно перенервничав, даже упал в обморок. Хозяин магазина за эту проявленную слабость заставил его одного стоять за прилавком целый день. И поставил условие: если выручка магазина за этот день будет ниже средней, то горе-продавец будет уволен.

 

blog_sova_brend (1)

Фрэнк придумал потрясающий выход из сложившейся ситуации. Придя в магазин пораньше, он приклеил ко всем товарам небольшие бумажки с указанием цены (так как фиксированной цены товар тогда не имел, Фрэнк писал минимально возможную). Тот товар, который уже давно лежал на прилавках и его никто не хотел покупать, Фрэнк вывалил на отдельную витрину, написав на ней «Любой товар за пять центов». Эту витрину продавец разместил таким образом, чтобы товар и табличка отлично просматривались с улицы через окно. Дрожащей рукой Фрэнк открыл дверь магазина и стал ожидать первых посетителей.

Результат его стараний был ошеломляющий. Весь товар разлетелся в считанные часы, а выручка за день удивила даже хозяина магазина. Секрет прост: покупатели, видя на товаре уже написанную цену, не торговались, а сразу покупали. Ощутив в себе новые силы, Фрэнк сам уволился из того магазина, и открыл собственный. Через годы этот магазин вырос в целую торговую империю под названием Woolworth. Кстати, именно Фрэнк Вулворт считается изобретателем товарных ценников.